пятница, 14 июня 2019 г.

Сценарий Библиотечного пленэра « Герои книг приглашают..»




Участники: учащиеся 1-7 классов школ Вальдиватского сельского поселения
Организаторы: библиотекари сельских библиотек МО Вальдиватское сельское поселение.
Оформление:бумажные цветы. Шары,  заголовок «Герои книг приглашают»

Цель: привлечение внимание к книге и чтению как важным факторам сохранения и развития отечественной культуры и науки; развитие читательского интереса и мотивации к чтению, читательского кругозора; воспитание уважения к книгем; повышение духовной культуры детей посредством художественной литературы; позиционирование  сельских библиотек как интеллектуально – духовных центров сел

I. Вступление- приветствие

 Ведущий (голос за кулисами на фоне музыки): Нам трудно даже представить мир, в котором нет книги. Книги   сопровождают нас всю жизнь.   К ней мы привыкаем с самого детства, она раскрывает перед нами удивительные тайны жизни,  помогают разобраться в трудных вопросах   и  учит нас понимать самих себя.
  Главное их предназначение - сохранять знания, накопленные веками, и передавать их следующим поколениям.  А знания, которые мы получаем из книг, позволяют нам двигаться вперед, не тратя время на открытие того, что уже кому-то известно. Книге мы обязаны тем, что и сегодня можем наслаждаться шедеврами древней литературы. Книга учит нас быть добрее, мягче друг к другу, учит милосердию, сочувствию. Она становится нашим верным другом в сложный момент, когда надо найти то единственное решение, которое поможет выйти из сложившейся ситуации.
А с героями художественных книг   мы  совершаем  удивительные путешествия в  их мир, переживаем, радуемся и ждём благополучного конца.( музыка затихает)

(ведущий выходит  на музыкальной заставке «Приходите в гости к нам»)

Добрый день девчонки! Добрый день мальчишки! Добрый день  нарядные ,весёлые, симпатичные и счастливые!  Добрый день уважаемые взрослые!  Приглашаем вас всех  совершить путешествие в  книжный мир, где добро побеждает зло, а вас встретят верные друзья -  герои книг.

II.            « Историческая»
(на фоне музыки)
Ведущий :
Далекий век и с горной кручи
Поросшей жесткою травой,
Глядел на блеск речных излучин
Богдан Матвеевич Хитрово.
Там, бег свой быстрый завершая,
Чтоб путь продолжить за холмом,
Карсунка, речка  небольшая,
Слилась с рекою Барышом.
Здесь  на окраинах России
Засеки строил, города,
Где царству русскому грозила
Татар- нагайская орда.
Сюда казацкие станицы
Прислали опытных донцов
И пушкари, что из столицы
Пришли с отрядами стрельцов.

И на холмах былинных края,
На берегу крутом-крутом
Возникла крепость небольшая
И стала зваться Карсуном.
Выполняя царский указ, в 1647 году стольник и воевода Богдан Хитрово заложил крепость Сурский острог и основал город-крепость Карсун,  а на год позднее…

Сцена 1. « Историческая» по книге Ильи Таранова « Как Богдан Хитрово Симбирск строил»

Выходят два мальчика,  один- белобрысый -  отстает  и ноет)
Емелька: Митька, пить хочу… Митька, пить!
Митька:  Перестань хныкать, Емелька! Близко уже.
Емелька:  Митька, пить хочу. Вернёмся в деревню,  
 Митька:  Чу, Емелька, воины с Москвы. Батька мой с реки их увидал, мне наказывал разузнать, куда идут.
 Емелька:  Ежели то ногайцы или башкиры?
Митька:  Чу, Емелька, инородцы с ермаковского леса идут, а эти
с севера… Если то ногайцы, спрячемся в овраге. Не робей,
Емелька, 
( одновременно  выходит  Богдан Хитрово ,приложив руку ко лбу осматривает местность вдали.  Увидев мальчишек, подбоченившись, наблюдает за  ними. Первый из них  упирается  лбом в  Богдана Хитрово, поднимает голову вверх  и  застывает с открытым ртом.  Следом, шмыгая носом и ноя, второй мальчишка натыкается на первого и требовательно  гундосит:
 Емелька:  Митька, пить хочу.
Митька:  Чу, Емелька, это не ногайцы. Видишь, сабля  богатырская с царской короной.
(
Богдан Хитрово улыбается  в усы и молча рассматривает нежданных  гостей)
Емелька:  Митька, вертаемся в деревню. Боярин очень строг.
Митька:   Не трусь, Емелька. Боярин нас не гонит, чу, спросит чего, что знаем.

Богдан Хитрово раскатисто рассмеялся
Богдан Хитрово: Гоже, мальцы волжские. Царского посланника рассмешили. Гнать не буду! А как гора эта зовется, живее сказывайте боярину Богдану Матвеевичу.
Емелька: (быстро тараторя) Чу, дядька-боярин, гора эта зовется Синбирской.  За лесом речка Синбирка. Туда заказано  ходить. Там  великан живет. Он хочет скусить гору, да зубы слабы.  
 
 Богдан Хитрово: (притворно удивляясь)  Зачем великану гору скусывать?  
 Емелька : В Синбирской горе ветер живет. Ночью шумит – великана будит.
Богдан Хитрово: (осматривая соколиным взглядом пространство)  Доброе место, раз великан его одолеть не может.  
– На западе блестит ещё река. Как называется?
 
Дружно отвечают  друзья:   Свияга!  
Богдан Хитрово (задумчиво):  С трёх сторон гору защищают реки – Волга, Свияга да   речка-Синбирка. Надо бы здесь крепость построить для   охраны русской границы!
(музыка прибавляется, актеры уходят)
(выходит ведущий)
Ведущий: Вот так вот и появились Карсун и Симбирск. Ребята, живет в г.Ульяновске писатель, автор исторических произведений - член Союза писателей России-  Илья Александрович Таранов. Это он подарил юным и взрослым любителям чтения повесть «Как Богдан Хитрово Симбирск строил», которая  и позволяет восстановить картину строительства в древней Руси городов-крепостей. Иллюстрации же   подготовил Вячеслав Таранов - брат писателя и член Союза художников России.
 Интересно, а  что это за  шум слышится?
Сцена 2-я: «Душевные книги или бездушные роботы»
Дейстующие лица: Мальчик Дима,его младшая сестра Катя, няня- Мэри Поппинс
Офрмление: костюмы,саквояж, приглашение на пленэр
Катя: Дим, а  Дим. У меня косичка расплелась, заплети! (смотрит жалобно).
Дима: Катюха, не мешай! Я прохожу второй уровень!
Катя: Жаль, у меня няни нет. Пока родители на работе, она бы мне косичку заплела и … мы бы поиграли.
Катя: Дим, а Дим. Поиграй со мной
Дима: Ну, не мешай, сама поиграй.
Катя: Мне скучно.
Девочка грустно подходит к столу и открывает книгу сказок
Катя: Тогда почитаю, и картинки тут красивые.
Ø Звучит мелодия из кинофильма  и появляется Мэри Поппинс
Мэри Поппинс: Уф, уф! (поправляет шляпку и платье). Где это я? Кого на этот раз я должна воспитывать?  (замечает детей) А, вот и мои подопечные. Ну-с, милая леди, как тебя зовут?
Катя смотрит с восхищением и удивлением
Катя: Меня зовут Катя.
Мэри Поппинс: Катя. Ясно. А молодого человека?
Дима не обращает внимания на слова гостьи
Катя (со вздохом): Он всегда такой. Это мой брат, Дима.
Мэри Поппинс: Ах, вот как! Я не зря сюда прилетела. Здесь действительно нужна моя помощь.
Катя: Тётя, а ты кто?
Мэри Поппинс: Я самая лучшая няня в мире!
Катя: Я так рада! Я о тебе мечтала! (обнимает няню).
Мэри Поппинс: Что же нам делать с твоим братом?! Но нет безвыходных ситуаций! А если есть трудности, то я прибегаю к помощи моего волшебного саквояжа в котором  у меня сегодня…( достает приглашение) Вот! Приглашение на библиопленэр « Герои книг приглашают…» на троих.
 Катя: Ура! Едем!
Мэри Поппинс: Дима, а ты?
Дима:( не отрываясь от телефона) Мне некогда, я перехожу на третий уровень.
Мэри Поппинс: ( обращаясь в зал)А знаете, дети, что приключилось с героями книги Рея Бредбери « 451 градус по Фаренгейту»?
Дети: Что?
Мэри Поппинс: Они превратились в бездушных людей-роботов! Они не любили детей, родных и близких.
(Дима поднимает голову и удивленно смотрит на Мэри Поппинс) 
Мэри Поппинс: Да-да, а все из-за компьютерных игр! И,знаете, почему так получилось?
Дети:  Нет.
Мэри Поппинс: Они стали бездушными существами, потому что   ВООБЩЕ перестали читать книги! И, самое страшное, стали их сжигать! 451 градус по Фаренгейту- это температура горения книг! Вы же не хотите, чтобы ваша мама и папа, в общем близкие и дорогие для вас люди, вас не жалели, не баловали, не берегли? В  общем, были роботами?
Дети:  Не хотим!
Мэри Поппинс: Тогда отправляемся  на встречу с героями книг, которые  даже во зле добреют. Дима,т ы с нами?
Дима: Да-да-да! Я не хочу превращаться в бездушного робота!
(уходят, а в это время танец по музыку из кинофильма « Приключения электроника» по книге Е.Велтисова)
III.        « Гостевая: хранители и украшатели»»
·         Ведущий: Ребята, вот что может приключиться, если человек откажется от книг. Ведь книга пережила века и дожила до наших дней. (Представляете, что первой печатной книге « Апостол» в этом году исполняется 455 лет (1564)) И все это время она учила  только хорошему. А где хранятся книги и кто их хранитель?
Дети: Библиотеки и библиотекари.
Ведущий: Вас приветствует главная хранительница библиотечного храма- директор МКУК « Карсунская МЦБ им.Н.М.Языкова»- Самарина А.А.
Ведущий:  Всех участников библиопленэра « герои книг приглашают» приветствует администратор села Усть-Урень Афоньшина Г.Н.

Ведущий: Наш библиопленэр проходит в чудесном месте-   сквере Устьуренской средней  школы имени Героя Советского Союза Н.Г.Варакина.И всех его участников приветствует директор –Павлова Л.А.

Ведущий:   Ребята, а загадки вы любите?
Дети: Да!
Ведущий: Тогда слушайте и хором отвечайте.
Я люблю купаться в краске.
Совершенно без опаски
С головою окунаюсь,
А потом, не вытираюсь,
По бумажному листу
Или тканному холсту
Влево, вправо, вверх и вниз
Я гуляю. Кто я?
Кисть
 Есть помощник деревянный.
Должен быть он острым постоянно.
Контур, натюрморт, портрет, пейзаж
Быстро нарисует… 
 Карандаш
У меня есть карандаш,
Разноцветная гуашь,
Акварель, палитра, кисть
И бумаги плотный лист,
А еще – мольберт-треножник,
Потому что я … Кто же это?... 
Художник

Ведущий: Дорогие ребята и взрослые. Сегодня у нас в гостях те, кто на своих полотнах создают и оставляют на века картины из жизни, природы, те ,кто оживляет книги, чтобы они были красочными, интересными и «живыми» -  это художники.
Встречайте наших гостей-ребят их Карсунской детсткой школы искусств им.А.А.Пластова и их руководителя Черникова А.М.  бурными аплодисментами.
(слово  Черникову А.М  и  юным художникам из ДШИ)

Ведущий:
В старых сказках говорят
Просто " жили- были..."
В нашей сказке-  восемь  зверят
Жили и дружили.
Встречайте, друзья, зверята- малышата

Танец сказочных зверят- дошкольная группа детский сад « Ромашка»

IV.        «Книги празднуют юбилей» 
Ведущий:  Юбилей - не простой праздник, а серьёзная дата, какая-либо  веха человеческой жизни. Но оказывается, дни рождения бывают не только у людей, но и у книг. А долголетие книги зависит от её читателей. У каждой книги свой характер, своя судьба, свой путь к читателю. Это книги, которые читают и перечитывают…  

Сцена 3-я « Муха-муха,цокотуха»
Ведущий: Мы из сказки – ты нас знаешь.
Если вспомнишь – отгадаешь!
А не вспомнишь – ну так что ж …
Сказку заново прочтёшь!
В этой книжке – именины,        
Много было там гостей.
А на этих именинах
Появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку,
Чуть её не погубил.
Но коварному злодею
Кто-то голову срубил.
 Если знаешь, не томи-
Сказку быстро назови!
Ведущий:   Как называется эта сказка? Да, « Муха-цокотуха». А кто автор? Коней Иванович Чуковской. Ребята, эта книга в этом году отмечает 95 –летний юбилей со дня ее выхода. И герои этой книги ждут всех нас в гости.
Выступление Потьминского сельского филиала
Сцена 4-я « Всех излечит, исцелит»
Ведущий:  Ой, ребята,  у  меня неприятность!  Что-то случилось с загадками. Вот слушайте:
Человекнемолодой                                                                                                            Берегись болезнь любая:
С усами и бородой.
Грипп, ангина и бронхит.
Любит ребят и зверят.
Всех на бой вас вызывает
Симпатичный на вид,
А
зовется… (АЙБОЛИТ)
Ведущий: Что с загадками случилось? ЗАБОЛЕЛИ! Кто нам нужен? Славный доктор -Айболит….    Ребята, книге  К.И.Чуковского « Айболит»  исполняется в этом году 90 лет со дня ее выхода в свет. (1929г)                                                           Человек немолодой
С усами и бородой.
Любит ребят,
Любит зверят.
Симпатичный на вид,
А зовется… Айболит.
Берегись болезнь любая:
Грипп, ангина и бронхит.
Всех на бой вас вызывает
Славный доктор ….Айболит.
Выступление Больше-Кандаратской модельной библиотеки.
Сцена 5-я « Идем дорогой трудной..»

Звучит песня   из мультфильма « Волшебник изумрудного города»
Музыка затихает
Ведущий: Ребята, кто это спешит   на встречу с нами? Да-да, Элли со своими друзьями. Ведь книге  А. М. Волкова  «Волшебник изумрудного города»  исполняется 80 лет со дня рождения. (1939) Встречайте!  

 Выступление ребят
Под музыку выходит фея.
Фея: здравствуйте мои друзья,
Нашей встречи рада я!
Я хочу, ребята, знать,
Вы любите сказки читать?
Замечательно, прекрасно!
Принесла для вас я сказку.
Поудобней сядьте в кресле,
Будем сказку слушать вместе.
 Фея уходит
На диванчике сидит Элли. Читает книгу. Рядом-игрушечная собачка,
Тотошка.
Элли: И тогда злая волшебница Бастинда вызвала бурю…. интересно, а есть ли на самом деле волшебная страна? Как ты думаешь, Тотошка? Эй, Тото! Ах, да… я и забыла, что ты не умеешь разговаривать… .очень жаль… .
Вот бы попасть в волшебную страну,
хоть на минуточку одну,
Там повстречать диковинных зверей
и настоящих, преданных друзей!
Бой часов
Элли:Ну вот, пора ложиться спать!
Всем детям надо отдыхать!
Дай, обниму тебя, Тотошка,
Спокойной ночи, моя крошка…
Элли гладит собачку, ложится и засыпает по музыку.
Элли, тянется, просыпается после ночи. Рядом Тотошка-ребенок
Музыка Пробуждения
Элли: Как же долго я спала!
Мне снилась чудная страна!
Всюду музыка звучала.
Что всё это означало?
Эй, взгляни, скорей, Тотошка!
Всё здесь странное немножко!
Где мы? Что это за место?
Тотошка. Сам не знаю… интересно!
Элли. Что за чудо! Ты не лаешь!
И меня ты понимаешь, отвечаешь на вопрос!
Тотошка. Да! Теперь я – супер- пёс!
(нюхает) Кто спешит навстречу к нам?
Пахнет вкусненким, ням-ням!
Ø Танец жевунов. 
Жевуны (1) : Мы зовемся жевуны! ням-ням!
Жевуны (2) : Мы всегда жевать должны, ням-ням!
Жевуны (3 : Вот такой уж мы народ, ням-ням!
Жевуны (4) : Каждый что-нибудь жует, ням-ням!
Тото:Эй, куда вы, а конфетки?
Ну и жадные вы, детки…
(жевуны уходят)
Элли: Что, Тото, проголодался?
Вот печенье, угощайся…
Входит Фея
Фея: Элли, ты меня не бойся! Поскорее успокойся!
Домик твой, поднятый бурей-раздавил Гингему злую!
Здесь-Волшебная страна! Я-Фея счастья и добра!
Ты хотела бы остаться здесь. Но только навсегда?
Элли: Побывать в гостях приятно!
Но мне хочется обратно,
Поиграть и почитать!
Тото: Косточку погрызть опять!
Фея:Это сможет только Гудвин, есть волшебник здесь такой,
Самый главный, самый мудрый и притом, совсем не злой!
Элли: Где же Гудвина найти?
Фея: Надо в город Изумрудный непременно вам придти!
Тото: Как же оказаться там?
Фея: Оказать должны вы помощь трем несчастным существам!
Элли: А дорогу нам покажешь?
Фея: Шагайте по желтой дорожке вперед,
Она вас прямо туда приведет! (берет туфельки)
А чтоб волшебство помогало идти-
волшебные туфельки эти возьми!
(Элли надевает туфли)
Фея уходит: Счастливого пути!
Ø Фон музыки « Изумрудный город»

Сцена 6-я «Что за прелесть эти сказки! Каждая поэма»

Ведущий: Ребята, я хочу  поведать вам об одной загадочной стране. Там происходят очень странные вещи. Думаю, что вы о ней не знаете. Готовы? Слушайте.

 У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.

Ведущий: Молодцы! А кто автор этих стихов? Да, А.С.Пушкин, которому в этом году исполнилось 220 лет. Ребята, а что писал Пушкин? Сказки, стихи, поэмы, повести, романы.  Но вряд ли кто из вас знает, что у А.С.Пушкина есть еще и басня.Приглашаю вас в кукольный театр.

V.              Послесловие «Пусть книга будет другом всем и навсегда!»

Сцена 6-я « Заключительная»

Дима (закрывая книгу): Какая необычная история с нами случилась! Лучше всякой электронной игры.
Катя: Да, мне было очень интересно! Я поняла что книга – это волшебный мир.
Дима: Сестрёнка, а давай каждый вечер будем вместе читать книги. Ведь там много интересного и загадочного.

Дети улыбаются друг другу и берутся за руки и уходят.
(на фоне музыки выходит ведущий с большой книгой, а  за ним  все герои книг)

Ведущий: (на фоне музыки ) Книги! Это действительно надёжные друзья. С любым вопросом можно обратиться к ним! Ведь существует и справочная литература, различные словари, энциклопедии. Они наши незаменимые помощники. Велика роль книг в жизни человека. Без них были бы невозможны ни образование, ни наука,  ни культура нашего общества.
К сожалению, сегодня книга несколько утратила свои позиции. Однако, несмотря на стремительное развитие современных технологий и появление в обиходе различных электронных устройств, имитирующих печатные издания, полностью книгу не сможет заменить ни одно, самое инновационное изобретение. Те, кто по-настоящему любит книгу, никогда не откажутся от наслаждения, которое доставляет запах недавно напечатанных страниц или шелест переворачиваемых страниц. Книга, несмотря ни на что, останется с нами еще многие века. Именно книги хранят в себе всё то, что накопило человечество за все века своего существования в различных областях. Почаще приходите в храм книг – библиотеку, и там вам вновь откроется прекрасный и восхитительный мир!

Дорогие читатели и почитатели  книги! Наша встреча подошла к концу. Думаю, что она была для всех трогательной, доброй и полезной. До новых встреч в библиотеке и на поселенческом библиопленэре « Герои книг приглашают..» в следующем году.

Ø Песня « Тот.кто любит читать книги»(фото и уходят)

Комментариев нет:

Отправить комментарий